Телефон: +7 (861) 279-33-66
Контактная информация

Прямой обмен электронными документами с банками

Прямой обмен электронными документами с банками

Автор: Оксана Свириденкова

Все, кто пользуется возможностью дистанционного банковского обслуживания, знакомы со схемой «Клинет-Банк». Алгоритм, работающий с 2000 года, заключается в трех шагах:

1. Банковские документы формируются в программе и выгружаются.
2. Созданные файлы передаются в модуль Клиент-Банка.
3. По защищенному каналу пакеты отправляются в банк.
В декабре 2013 года компания «1С» предложила проводить двусторонний обмен банковской документацией более просто и безопасно – непосредственно из программы учета прямым обменом.
У такого подхода есть ряд очевидных преимуществ:
1. Отпадает необходимость в клиентском модуле банковской системы, который устанавливался на локальном компьютере. Теперь документы в банк можно безопасно передавать сразу из программы 1С.
2. Управление всеми счетами в различных банках в одном месте. В стандартной схеме, если у предприятия несколько счетов в разных банках, необходимо устанавливать несколько клиентских модулей.
3. Повышенный уровень безопасности. Подписание электронных документов производится сразу в программах «1С:Предприятие».
4. Оперативность работы. Отправка документов в банк происходит по одной команде пользователя. То же касается и запроса выписки из банка.
5. Привычный интерфейс и отсутствие необходимости переключать внимание способствует более быстрой и комфортной работе пользователей.
На текущий момент есть три способа взаимодействия с банками по схеме прямого обмена:
1. Использование стандартного механизма электронной подписи в 1С. Подписание документа происходит непосредственно в программе при помощи криптографических средств, установленных на компьютере пользователя. Мы получаем готовый подписанных документ, который передается в банк.
2. Подпись происходит на стороне банка. Подготовка документов осуществляется в 1С, и после бухгалтер, используя специальный логин и пароль, отправляет их в банк на подписание.  Этот вариант применяется в случае, когда банки не готовы отказаться от электронной подписи на своей стороне.
3. В случае, когда банки используют не стандартные механизмы электронной подписи. При помощи разработчиков вносятся яизменения, требуемые определенным банком.
Важно, что со стороны пользователя никаких различий между этими параметрами нет, и набор действий сведен к единой схеме. Таким образом, вне зависимости от исполняемого сценария обмена для сотрудника бухгалтерии все будет выглядеть одинаково.
Настройка прямого обмена с банками производится однократно и сводится к набору несложных шагов:
1. Необходимо проверить, включены ли настройки использования электронного документооборота и прямого обмена с банками. Если будет использоваться подписание на стороне 1С, дополнительно включить опцию «электронные подписи».
2. Далее следует указать настройки криптографии (это поможет сделать системный администратор).
3. Сформировать список банков, с которыми сотрудничает предприятие и способ взаимодействия с ними.
4. Включить настройку «прямой обмен с банком» для каждого необходимого расчетного счета.
После настройки системы прямого обмена, оправлять документы в банк и получать из банка выписки можно сразу в программе «1С:Предприятяие».
Помимо очевидных преимуществ, компания «1С» проявила заботу и реализовала несколько возможностей, повышающих удобство работы с программой. Непосредственно в форме списка документов «Списание безналичных денежных средств» есть графа «Состояние ЭД», которая показывает актуальное состояние электронного документа. Если платеж отклонен, причину можно узнать в форме просмотра документа. Там же есть возможность запросить актуальное состояние документа или попытаться его отозвать при необходимости. В случае использования электронной подписи на стороне «1С», есть возможность распечатать платежный документ или выписку с отметкой банка.
Функционал обмена платежными документами с банком прямо из системы "1С:Предприятие 8" включен в типовые конфигурации:
1. "1С:Бухгалтерия предприятия", редакция 3.0, начиная с версии 3.0.28;
2. "1С:ERP Управление предприятием 2.0", начиная с версии 2.0.4;
3. "1С:Управление торговлей", редакция 11, начиная с версии 11.1.4:
4. "1С:Управление небольшой фирмой", редакция 1.5, начиная с версии 1.5.2.
Список банков на 18 февраля 2015 года, предоставляющих возможность прямого обмена с программами «1С»:
• "Альфа-банк" (ОАО)
• "ВТБ24" (ОАО)
• Банк "Финансовая Корпорация Открытие"
• КБ "СТРОЙЛЕСБАНК" (ООО)
• Петербургский социальный коммерческий банк (ОАО "ПСКБ")
• КБ "ИНТЕРКОММЕРЦ" (ООО)
• "ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК" (ОАО)
• Уральский банк реконструкции и развития (ОАО "УБРиР")
• ОАО КБ "Верхневолжский"
• АКБ "Инвестторгбанк" (ОАО)
• БАНК "ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ" (ОАО)
• ОАО АКБ "ПРИМОРЬЕ"
• ОАО "УРАЛТРАНСБАНК"
• ОАО"ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ БАНК"
• ОАО "ЧЕЛИНДБАНК"
• ООО КБ "ЯР-БАНК"
• ООО КБ "РОСАВТОБАНК"
• ООО КБ "ВНЕШФИНБАНК"
• ООО "ВНЕШПРОМБАНК"
• ЗАО "НЕФТЕПРОМБАНК"
С ОАО «Сбербанк» существует технический проект, и сейчас он на этапе реализации.
В планах развития - реализовать информирования пользователей о появлении возможности прямого обмена с каким-то банком по мере расширения списка. Также разработчики стремятся подключить обмен данными по зарплатным проектам и добавить несколько новых видов документов. Например, письма банка с электронной подписью или, наоборот, передача других документов в банк.
На наш взгляд, прямой обмен с банками - действительно удобный и перспективный механизм, к котором у стоит присмотреться уже сейчас. Список банков, поддерживающих такую структуру документооборота, расширяется. Актуальный перечень и информацию можно найти на странице проекта сайта компании «1С» http://www.v8.1c.ru/edi/edi_app/bank . Все вопросы, пожелания и опыт можно адресовать разработчикам по адресу  bank@1c.ru.